День гражданской обороны Российской Федерации
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о Местной Противовоздушной Обороне
Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
МПВО предназначалась для решения задач по предупреждению населения об угрозе нападения с воздуха и оповещению, когда угроза миновала, а также для осуществления маскировки населения, населённых пунктов и объектов народного хозяйства, ликвидации последствий нападения с воздуха, подготовки бомбоубежищ и газоубежищ для населения.
МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий.
Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.
В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия.
15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону. Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения. В результате всех проведенных мероприятий была организована довольно сильная, со своей жесткой организационной структурой, государственная система.
В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость гражданской обороны.
Уроки чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. В 1994 году Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Силы гражданской обороны, существующие с прошлого века, сохранены по сегодняшний день и представляют собой спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Как и прежде, среди приоритетов гражданской обороны, в первую очередь, остаётся обеспечение безопасности населения. А пожарно-спасательные подразделения, оперативные службы, отвечающие за безопасность граждан, продолжают функционировать в режиме постоянной готовности.
Но не стоит забывать, что гражданская оборона является всенародным делом. Жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, где укрываться и как оказывать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку. Поэтому подготовка к ведению гражданской обороны складывается из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются изучение порядка действий по сигналам оповещения, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, подготовка населения мерам защиты и оказания первой помощи, выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
- совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
- развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
- повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
- совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
(Пункт 11 раздела III Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696).
Основными тенденциями развития гражданской обороны являются:
- повышение оперативности реагирования сил гражданской обороны на крупномасштабные чрезвычайные ситуации;
- дифференцированный подход к защите населения, материальных и культурных ценностей на определенных территориях Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, который позволит оптимизировать финансовые и материальные ресурсы и обеспечит необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей;
- повышение роли гражданской обороны в системе обеспечения национальной безопасности;
- формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны на основе внедрения передовых технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
(Пункт 8 раздела II Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696).
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики:
1. Использование средств индивидуальной защиты
2. Укрытие населения в защитных сооружениях
3. Эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы
4. Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты населения
5. Защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами
6. Своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.