Вопросы по гражданской обороне

Какой установлен порядок отнесения определенной организации к категориям по гражданской обороне?

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями в отношении организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Отнесение иных организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организации для отнесения к категории по гражданской обороне представляют предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.

Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению находящихся на их территории организаций к категории по гражданской обороне.

Для уточнения сведений по отнесению к категориям по гражданской обороне запрашиваемой организации необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, а в случае если деятельность организации связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, государственной компании или находится в сфере их ведения, то непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию или государственную компанию.

Каковы требования к уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций?

Требования к уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны установлены с пунктами 3 и 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее – Положение), утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47253), в соответствии с которым требования к уполномоченным работникам предъявляются в зависимости от категории организации по ГО (отнесена или не отнесена к категории по ГО.

В соответствии с Положением под термином «освобожденный работник» понимается работник, трудовая деятельность которого направлена на решение задач, организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне в организации без возложения на него иных обязанностей.

Пунктом 5 Положения установлены нормы для определения количества работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, на работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, возложение иных обязанностей, в том числе по мобилизационной работе, не допускается.

Каков порядок проведения инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций?

Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485, действующей редакцией Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, а также с учетом писем МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне» и от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях», рекомендуется совмещать вводный инструктаж по гражданской обороне с инструктажем по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимым при приеме на работу. Также допустимо проведение инструктажей по единой программе. Вместе с тем в случае ведения единого журнала учета, целесообразно сбор росписей инструктора и инструктируемых лиц оформлять по каждому виду инструктажа раздельно:


1. вводный инструктаж по гражданской обороне;

2. инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях при приеме на работу, проводимый в течение первого месяца работы;

3. инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях, проводимый не реже одного раза в год.

Как осуществляется подготовка населения по вопросам гражданской обороны, начиная от руководителей и заканчивая простым населением?

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

В соответствии с указанным Положением население отнесено к различным группам, в зависимости от занятости и рода профессиональной деятельности.

Для каждой группы установлены формы подготовки в области гражданской обороны (инструктажи, обучение по программ, участие в учениях и тренировках, самоподготовка), а также места ее прохождения (по месту работы, учебы, жительства либо в образовательных организациях).

Для ряда должностных лиц формой подготовки в области гражданской обороны является прохождение обучения в образовательной организации, в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2020 № 58566).

В чем роль системы гражданской обороны при ЧС: затопление территорий, задымление при лесных пожарах, экологических катастроф, пандемии?

Основные положения, касающиеся сил гражданской обороны, закреплены в статьях 15-16 Главы V Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны.

Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Управление силами гражданской обороны осуществляется теми органами управления, которые формируют привлекаемые силы.

Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.

Порядок использования сил и средств гражданской обороны в мирное время описан в пункте 4.6. Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденных от 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4132) 62-97-70
Приемная начальника
8 (4132) 69-51-27
Единый «телефон доверия»
emercom@49.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)